Главная » Работы участников ДВАСКД » Жердев С.Б. Кооперация по-турецки. ДВАСКД, 2019, 5 с.

Жердев С.Б. Кооперация по-турецки. ДВАСКД, 2019, 5 с.

Мне довелось побывать во многих странах, но берег турецкий с каждым разом все больше манит меня к себе. Вот и летом этого года наша семья на автомобиле отправилась в страну где плещутся волны не только Черного, но и Средиземного моря. 

Маршрут пролегал из Москвы в город Майкоп, где живет моя мама, потом через Грузию в Турцию. Там можно прекрасно отдохнуть в городе Синоп на берегу Черного моря, родине древнегреческого философа Диогена, который днем с фонарем искал человека, а находил только людей. После этого мы планировали направиться в бывшую столицу Оттоманской империи Стамбул (он же Константинополь), расположенный в европейской части турецкого государства. Этот город очень красив, там безусловно есть чем полюбоваться, да так, что впечатления останутся на всю жизнь.

Транзит через Грузию, несмотря на возникающие в СМИ информационные поводы для опасений, в реальности оказывался вполне безопасным и комфортным. Дело в том, что выступления, если и проходили, то, как правило, в таких городах, как Тбилиси и Кутаиси. А в остальных частях этого государства граждане радушно встречали российских туристов и всячески оберегали их.

Итак, наше путешествие началось. Первый пункт назначения – столица Адыгеи Майкоп. Перед поездкой мне попалась заметка о том, что в окрестностях этого города решено разместить ветроэнергетическую установку. Зеленые технологии – это всегда хорошо и, надеюсь, за ними будущее. Кроме того, как выяснилось, уже сейчас они помогают людям решать проблемы.  Вот, например, стало известно, что один парень, которому негде было жить в Подмосковье, купил недорого дачный участок, приобрел две бытовки и поставил их рядом. Электричество подключать оказалось дорого. Поэтому он сперва использовал генератор от автомобиля, а потом нашел старые детали и доработал их запчастями с китайского алиэкспресса. Таким образом вышел у него хороший ветряк. С его помощью парень накапливал энергию в аккумуляторы и через ресивер питал ею необходимые электроприборы. В любом случае он был со светом и с телевизором.

Насколько я знаю, столица Азербайджана Баку так названа потому, что в переводе с азербайджанского слово «бакы», а местные жители свою столицу сами тоже называют Бакы, а не Баку, переводится, как ветры. Правда Майкоп по-черкесски означает «долина яблонь» (почти как Алма-Ата, только по-казахски она будет «Отец яблок»), а не «ветры», как у граждан прикаспийской республики. Но дело, видимо. в том, что на Кавказе, везде ветер хорошо дует, и уж конечно лучше, чем в Подмосковье. Просто не все его умеют использовать. И то, что наконец в Адыгее за это взялись всерьез, меня радует.

Незаметно пролетело время до Военно-грузинской дороги. И, о чудо! Мы пулей пролетели обе грузинские таможни. И на границе с Россией и на границе с Турцией. Хотя раньше приходилось в этих местах простаивать по 2-3 часа в очереди. Между ними была одна остановка на ночлег в Ахалцихе у хороших, но бедных людей. Пограничный с Грузией город Артвин раньше принадлежал Российской империи, а теперь он турецкий. Из Артвина  вьется великолепное шоссе через горы и по берегу моря до Трабзона. Преодолев этот путь мы заночевали там, а через несколько часов оказались в Синопе. Как выяснилось, нет никакой необходимости переплачивать туристическим фирмам. Вместо этого можно забронировать дом, где есть знакомые англоговорящие турки и вообще царит дружеская атмосфера. Так мы и поступили, оставшись очень довольными местным гостеприимством.

Надо сказать, что сопредельная сторона показала нам совершенно неописуемую свою красоту. Я сам родился и вырос в горах. но такой красоты не видел еще! Сразу заметно, что турки живут хорошо. Нищих фактически нет, а вот в Грузии их полно на каждом шагу. Глядя на это вспомнилось, что один украинский аналитик, которого сложно заподозрить в симпатиях к Российской Федерации, по «Ютубу» говорил, что так как грузины жили при Советской власти, они не жили ни до возникновения СССР, ни будут жить после его ликвидации.  Цены в Турции на уровне наших или чуть ниже. Ну и на море в кафе или ресторане никто не ломит цену как это бывает в других местах, не делает двойную или тройную наценку. Вся еда очень вкусная и натуральная. Когда ехали со стороны Грузии то видели очень много стад коров, овец и всякой живности. Сыр недорогой, очень хорошее турецкое вино, красное и белое.

Да. чувствуется, что турецкие граждане люди - основательные и в частности к животноводству и виноделию относятся очень серьезно. У нас же время от времени происходят вспышки африканской чумы свиней или куриный грипп. Правила Россельхознадзора такие. Если заболела хотя бы одна свинья, то этих животных должны уничтожить в радиусе пяти километров. С птицей, можно сказать, происходит подобная история. Так вот один мусульманин в связи с этим мне объяснял, что с овцами такого практически не бывает. Именно потому, что они питаются травой болезни к ним если и пристают, то куда меньше, чем к свиньям и курам. Кроме того, в отличие от свиньи и курицы овца не является пищевым конкурентом человека. Ведь комбикорм делается из зерна, которое нужно и самому человеку, а трава ему не нужна. Причем овцы так могут ее выесть, что после них остается ровная площадка, напоминающая английский газон. Вместе с тем, их и пасти особо и не нужно. Достаточно одного барана привязать к колышку, а остальные будут находиться возле него. Со временем же овцы сами с пастбища будут приходить домой. Но, почему- то в нашей стране овец не очень выращивают. А в Турции, как я погляжу, основательно таким делом занимаются.

В этом ряду на память пришел опыт другой страны, которая без малого 100 лет назад показала, как надо относиться к сельскому хозяйству. Речь идет о США, где Генри Форд по многочисленным просьбам фермеров и их кооперативов создал уникальную конструкцию под названием «Форд – Д». Она использовалась и как автомобиль, и как тягач с прицепом и как трактор. Для работы в слабых или переувлажненных грунтах на колеса одевались гусеницы из резины и проволоки. «Форд –Д» имел две скорости, которые позволяли ему двигаться вперед или назад. Интенсивность хода определялась педалью газа. Скорость не превышала 40 км/час. Работать это чудо техники могло как на бензине, так и на самогоне. Удостоверение на право вождения «Форда – Д» выдавалась американцам с 14 лет, но не позволяло управлять другими транспортными средствами. Вот так в Североамериканских штатах решалась проблема, о которой постоянно говорят российские аграрии, а именно о диспаритете цен на горючее и сельхозпродукцию. Как только тамошние нефтяные магнаты поняли, что у кооперированных крестьян есть альтернатива и бензин может оказаться невостребованным, они сразу же умерили свои аппетиты.

Эта давняя заокеанская история подвигла меня присмотреться к современной турецкой жизни, дабы узнать, есть ли тут вообще кооперативы и внесли ли они свой вклад в наблюдаемое мной благополучие в стране пребывания. На удивление оказалось, что не только в Анкаре или в Стмабуле, а и во вполне себе небольшом курортном городе Синопе они чуть ли не на каждом шагу.  

На фотографиях № 1, 2 и 3 хорошо видна эмблема с пожатыми руками кредитного кооператива и прилавок для выкладки морепродуктов рыболовецкого кооператива.

 

На фотографиях № 4,5,6,7,8 и 9 можно увидеть упаковки кооперативных товаров.

 

В указанном случае это подсолнечное масло, орешки – фисташки и редкое для нас масло из ореха фундук. Вообще, как я убедился такой продукции там полным-полно. Это и оливки и сыры всякие и т.д и т.п. Но особый интерес в данной связи вызывает указание на этикетках о том, что это продукция сельскохозяйственно-кредитных кооперативов.

Оно говорит о том, что кредитование сельского хозяйства в Турции ведется не как у нас через Россельхозбанк и другие хозяйственные общества, специализирующиеся на кредитно-финансовой сфере. В результате основные займы здесь получают агрохолдинги, которые объемы продукции наращивают за счет пестицидов. нитратов, ГМО, гормонов, антибиотиков и других веществ, негативно влияющих на здоровье потребителей. А остальных добивает диспаритет цен между продовольствием и энергоносителями. Получается, что в Анатолии крестьянские и личные подсобные хозяйства развиваются за счет находящихся в их собственности и под их управлением кредитных кооперативов, которые борются со всеми негативными факторами, воздействующими на село. В этом ряду, как я понимаю, и проработка альтернативных вариантов в сфере энергетики. Например, переход техники на биотопливо, биогаз и т.д. Так раньше было и в России. В своем рассказе "О потухшей лампочке Ильича" Андрей Платонов повествует именно об этом. Так что, образно выражаясь, турецкое новое – это, выходит, для нас хорошо забытое старое.

Вообще, обозревая окрестности, я там нашел все виды кооперативов: кредитные, потребительские, производственные, промысловые, сельскохозяйственные, рыболовецкие и многие другие. Но отдельно хотелось бы остановиться на жилищных кооперативах, которые без особых проблем дают возможность местному населению, благодаря личному участию каждого, получить крышу над головой. Дело в том, что я имел несчастье на своем опыте убедиться, что такое современное отечественное долевое строительство и каково быть там то ли обманутым, то ли позабытым на многие годы дольщиком.

А у турок, участвующих в кооперативном движении, как представляется, таких проблем нет или почти нет. Вот на окраине Синопа целый квартал кооперативных домов.


 

Но это старое фото. Когда я там находился эти дома уже были построены и заселены. Ну и таких кооперативных домов довольно много.

После всего увиденного создается впечатление, что турки живут хорошо в том числе и в связи с большим количеством у них кооперативов. Полезный же опыт и нам россиянам у них не мешало бы перенять. Тем более, что все это у нас раньше уже было. Значит, больших проблем на таком пути не должно быть особенно много.

Поездка наша по этой чудесной стране прошла на славу. Все, что мы запланировали, удалось сделать и это радует. Отдельно хотелось бы сказать о том, что как только турки узнавали, что я русский, то сразу же начинали извиняться за сбитый наш самолет. Они говорили, что народ этого не хотел и правительство этого не хотело. Но все за них решили другие люди. Видимо, так и было и хочется надеяться, что в будущем ничего подобного в наших отношениях не повторится.  

Дорога домой пролегала также через Грузию и Майкоп. Все прошло в лучшем виде. И вот я в столице нашей Родины городе-герое Москве пишу эти заметки, пока свежи воспоминания.